Состоялся 7-й Московский международный фестиваль Тайцзицюань и Цигун

22 мая 2010 года во Дворце единоборств ЦСКА в Москве состоялся очередной, 7-й Московский международный фестиваль Тайцзицюань и Цигун.

Хотя обычно День тайцзи празднуют в апреле, в этом году нам захотелось провести его именно в тот день — 9-й день 4-й луны (в этом году он выпал на 22 мая), когда родился легендарный основоположник этого искусства Чжан Саньфэн. И хотя в этот раз участников было несколько меньше, чем в предыдущие годы (сказался финансовый кризис, не позволивший приехать нашим друзьям из Поволжья, Урала и Юга России), День тайцзи 2010 стал настоящим праздником для всех, посвятивших себя изучению традиционных боевых искусств и систем оздоровления и «пестования жизни».

Фестиваль открыла своим выступлением Школы Михаила Леонидовича Баева (Клуб Чайной Культуры). Выступающие под руководством Михаила Баева продемонстрировали фрагмент традиционной длинной формы стиля Ян.

День тайцзи 2010, организованный и проведенный Лигой традиционного ушу, имел форму именно фестиваля, а не соревнований, поскольку наш девиз — «не оценивать, а ценить». Мы понимаем, что китайские боевые искусства многолики: среди адептов множества школ и направлений есть те, кто понимает ушу именно как боевое искусство, и те, кто практикует тайцзицюань и цигун в целях развития личности и укрепления здоровья, последнее особенно востребовано в современном мире. Мы считаем, что оба эти подхода имеют право на жизнь.

Фестиваль открыла своим выступлением Школы Михаила Леонидовича Баева (Клуб Чайной Культуры). Выступающие под руководством Михаила Баева, ученика мастера Лю Гаомина (передача по линии Цуй Иши) и президента Лиги традиционного ушу, продемонстрировали фрагмент традиционной длинной формы стиля Ян.

Проблема здоровья подрастающего поколения стоит в нашей стране очень остро, поэтому не может не радовать, когда интерес к боевым искусствам проявляют не только взрослые, но и дети. Хотелось бы особо отметить работу клубов, занимающихся ушу с детьми и подростками. Один из таких клубов — «Восхождение», главный тренер — Дмитрий Травушкин. Клуб, который является членом Лиги традиционного ушу, занимается стилем Цзинган цюань («Алмазный кулак»). Ребята показали одиночную и парную работу с шестом и мечом-дао.

С 2001 года при московском Востоковедческом лицее работает клуб Александра Калинина «БайЮнь», где изучают основы цигун и тайцзицюань как части китайской культуры. На фестивале клуб «БайЮнь» представил упражнения цигун и фрагмент комплекса 24 формы тайцзицюань, показал фрагмент комплексов с мечом-дао, шестом, а также парную работу туйшоу.

Следующим выступил клуб боевых искусств «Тайшу», который вот уже 15 лет работает на Юго-западе Москвы под руководством Андрея Игоревича Фомичева, одного из основателей Лиги традиционного ушу. Клуб обучает детей и подростков основам внешних стилей традиционного ушу, а также проводит занятия тайцзицюань и багуачжан для взрослых. Воспитанники клуба продемонстрировали таолу стилей тигра, обезьяны и журавля и парный комплекс (дуйлянь), показали работу с короткой палкой (бянь), комплекс с мечом-дао, а также работу против ножа.

Затем зрители смогли увидеть фрагмент традиционного комплекса багуачжан в исполнении Андрея Фомичева, туйшоу и фрагмент формы тайцзицюань Сунь-ши в исполнении взрослой группы клуба.

Древние практики цигун и тайцзицюань и в наши дни они являются эффективным способом «избавления от болезней и продления жизни». Спокойные дыхательно-медитативные упражнения доступны людям любого возраста и физической подготовки, что наглядно продемонстрировал клуб «Тайго», которым руководит Елена Птицына. Мы увидели часть комплекса цигун «Дао инь бао цзянь цигун», а также фрагмент 48 формы тайцзицюань Ян-ши.

Затем выступил клуб «Синь Тянь», что в переводе с китайского означает «звездное небо». Руководит клубом Сергей Владимирович Шошинов, один из основателей Лиги традиционного ушу. Взрослые члены клуба изучают тайцзицюань стиля Ян, направление — «Дворцовый Ян», а также цигун. Работа с детьми и подростками в клубе ведется на основе стиля Фуцзянь шаолиньцюань — фрагмент 108-й формы этого стиля великолепно продемонстрировал Александр Шошинов.

Ольга Шингаркина выполнила комплекс цигун «Ба дуань цзинь», а затем фрагмент таолу 108 форм да цзя и 108 форм лао цзя продемонстрировал С. В. Шошинов. Выступление клуба «СиньТянь» включало и другие интересные демонстрации — дуйляни, тайцзидао, тайцзигунь, великолепную форму с мечом цзянь.

Школа Роберта Амакера «Белая ворона» показала оригинальное прочтение традиционных янских форм и комплексов, а также креативную парную работу и формы с мечом.

Ассоциация цигун и традиционных оздоровительных систем под руководством Игоря Евгеньевича Писаревского представляет в России Тяньчжушаньский оздоровительный цигун мастера Лю Шаобиня. Наблюдая за завораживающим выступлением Дины Крупской, ученицы Игоря Писаревского, зрители на несколько минут погрузились в атмосферу заповедных горных мест Китая, где более двух тысяч лет назад зародились практики укрепления человеческого тела и духа, основанные на принципах единения мира и человека.

Очень понравилось зрителям бодрое и зажигательное выступление детей из клуба «Многогранник», которым руководят Анастасия и Лидия Апатенковы. Ребята изучают направление нань цюань (южный кулак), в программу также входит работа с шестом и мечом-дао.

Прекрасным завершением фестиваля стало выступление школы традиционного уданского ушу и цигун «Уданпай», которую в Москве возглавляет мастер У Сюй — личный ученик патриарха школы мастера Вэнь Шиляна, настоятеля храма Нинь чжень гун. Выступление «Уданпай» было построено в форме занятия в школе, в ходе которого ученики продемонстрировали базовые практики удан-кунфу, уданский тацзицюань и техники с оружием.

В общем, несмотря на кризис и «дачную субботу», Фестиваль состоялся. В ходе конференции, завершившей Фестиваль, были осмыслены результаты прошедшего года, намечены планы грядущего. Обсуждались перспективы и проблемы развития ушу и цигун в России. В беседах по итогам Фестиваля наметились новые идеи, которые будут воплощаться в следующих праздниках, которые несомненно нужны, и потому — будут!