Ян Чэнфу

Ян Чэнфу (Ян Чжаоцин) — одна из самых колоритных фигур в истории китайского ушу. Родом из Юннянь провинции Хэбэй, сын Ян Цзяньхоу, внук основателя тайцзицюань семьи Ян — Ян Лучаня.

Есть информация, что в ранней молодости Ян пренебрегал тренировками, и лишь в 20-летнем возрасте начал заниматься в полной мере. Отец помог ему создать хорошую базу, и после нескольких лет практики и поисков, он, в конце концов, смог достичь уровня своих отца и деда. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий.

Он отличался высоким ростом и тучным телосложением (2 метра роста при весе 130 кг), а для его техники были характерны мягкость и лёгкость движений. Легким, почти незаметным толчком он отправлял противника на землю. Популярность его была невероятна и превзошла славу многих мастеров того времени.

Долгое время Ян Чэнфу вел занятия в Пекине, а когда в 1928 году был основан Центральный институт Гошу в Нанкине, Ян был
приглашен на должность главного преподавателя тайцзи, и его имя стало известно во всей стране.

Все последние годы жизни он ездил по стране, преподавая тайцзицюань в Пекине, Нанкине, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и Ханькоу. Повсюду в поездках его сопровождал Цуй Иши — старший из учеников. Говорят, когда они жили в Шанхае, обильные угощения яствами и питьем породили у Ян Чэнфу болезнь, постепенно ослабившую мастера, вызвавшую излишнюю полноту, и, в конце концов, приведшую к смерти мастера на 53 году жизни в Гуанчжоу.

Будучи по характеру спокойным и мягким человеком, Ян Чэнфу имел много учеников по всему Китаю, но полный объем передачи и истинную традицию получили не многие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу – Цуй Иши (Личжи) (1892-1970), Чэнь Вэймин, Ню Чуньмин (Цзинсюань), Дун Инцзе.

В 1925, 1931 и 1933 годах вышли 3 книги по тайцзицюань, написанные учениками Ян Чэнфу по его указанию и с его слов. В 1934 году Чжэнь Маньцин издал книгу, в которой были использованы фотографии и тексты Ян Чэнфу.

Ян Чэнфу внёс неоценимый вклад в распространение искусства тайцзи-цюань. Он завершил трансформацию изначальных техник Ян Лучаня, создав Да-цзя Большой стиль Ян.

При нём стиль Ян приобрёл свою окончательную форму, а преподавание расширилось далеко за пределы Пекина, как на севере, так и на юге Китая.