Традиционный тайцзицюань стиля Ян
Первые упоминания о боевых техниках, подобных тайцзицюань связываются с даосским философом и мастером боя Сюй Сюаньпином, приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на Пи-ба» и т.д.). Жил Сюй Сюаньпин во времена династии Тан (618–907 гг. н.э.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзицюань» Чжан Саньфэн (династия Сун 960–1279 гг. н.э.). Существует множество историй о том, как возник Тайцзицюань, описывающих в основном различные варианты создания Тайцзицюань даосом Чжан Саньфэном. Чжан Саньфэнов было даже несколько — в настоящее время трудно установить, кто из них был первым, оставим это ученым. Один из них родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день поклонники Чжан Саньфэна отмечают как день рождения тайцзицюань) и прожил по преданию более 200 лет.
Тайцзицюань последователей Чжан Саньфэна очень трудно поддаётся изучению и упорядочиванию, так как основан на личном опыте адептов и их восприятии традиционных текстов и различных песен и стихов о тайцзицюань, которые обычно изучаются и осмысливаются в уединении, в результате чего рождается форма тайцзицюань, которая впоследствии совершенствуется сама, совершенствуя исполнителя. Современный Саньфэн тайцзи не вызывает особого доверия, так как практикующие его монахи в подавляющем большинстве состоят на государственной службе и работают в монастырях до 6 часов вечера, после чего монахами быть перестают и идут домой к жене.. Хотя, несоммненно, где-то есть настоящие.
Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию — Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368–1644 гг. н.э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты «Руководство по тайцзицюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие тайцзицюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана роду Чэнь, представители которого исправно служили Минским императорам и добивались высоких должностей на военном поприще.